Криминал: электростартер не проворачивает коленчатый вал. Аналитика:
выключена клавиша «Стоп двигателя» (если она предусмотрена) или не
довернут до нужного положения ключ в замке зажигания. Действия:
сделать, как положено, - включить клавишу, довернуть ключ.
Криминал: не горит лампочка стоп-сигнала, не работает концевой
выключатель рычага тормоза.
Аналитика: не нажат рычаг одного из тормозов или возникла
неисправность в электроцепи стоп-сигнала. Действия: заменить
лампочку, отрегулировать свободный ход рычага тормоза или заменить
концевой выключатель рычага тормоза.
Криминал: перегорел предохранитель. Действия:
проверить и при необходимости заменить предохранитель основной цепи и
цепи стартера (фото 1).
Криминал: место соединения
клеммы с проводом покрыто рыхлым налетом окислов. Аналитика:
аккумуляторная батарея дает недостаточное напряжение, что может
случиться из-за неисправности в цепи или если клеммы аккумулятора
окислились. Действия: проверить цепь, при необходимости
батарею подзарядить. Очистить клеммы от окислов. Временная мера
- запускать двигатель кикстартером.
Криминал: вы включили зажигание, нажали рычаг тормоза и
кнопку стартера, а реле стартера все равно не щелкает. Аналитика:
неисправна цепь электростартера. Действия: зачистить контакты
на реле и стартере, «прозвонить» реле, электропроводку, обмотки
стартера.
Криминал: при нажатии на рычаг кикстар-тера он
прокручивается, а коленчатый вал двигателя не вращается; нога не ощущает
сопротивление ходу рычага кикстартера. Аналитика: сломались
зубья шестерни кикстартера или храповика. Действия: заменить дефектные
детали. Криминал: электростартер проворачивает коленчатый вал,
но двигатель не запускается. Аналитика: карбюратор «сухой»
(открутите дренажный винт поплавковой камеры -увидите). Варианты причин:
засорился фильтр бензокрана, неисправен бензо-кран, засорился
топливопровод, соскочил или негерметичен вакуумный шланг управления
бензокраном. Действия: очистить фильтр бензокраника, продуть
топливопровод, убедиться в исправности автоматического бензокрана.
Криминал: топливо к карбюратору подводится, но не
поступает в попавковую камеру. Аналитика: заедает топливный
клапан поплавка. Действия: снять крышку поплавковой камеры и
очистить седло клапана. Если не поможет, заменить клапан.
Криминал: вы выкрутили свечу, а она «мокрая» - покрыта
слоем несгоревшей бензосмеси (фото 5). Аналитика: чрезмерно
богатая горючая смесь, что бывает из-за слишком высокого уровня топлива в
поплавковой камере или из-за засора воздушного фильтра. Действия:
разобрав карбюратор, проверить уровень топлива (фото 2), очистить
воздушный фильтр. Побочные явления: двигатель сразу
запускается, если плеснуть немного бензина внутрь воздушного фильтра. Аналитика:
не работает автоматический пусковой обогатитель. Действия: проверить
исправность пускового обогатителя (существует несколько способов - они
подробно описаны в руководствах по ремонту) (фото 7).
Криминал: на выкрученной из своего гнезда свече зажигания
не возникает искра (в положении, когда металлическая часть свечи надежно
контактирует с «массой» скутера). Аналитика: неисправна
свеча зажигания: пробит изолятор или электроды покрыты толстым слоем
нагара (фото 3). Действия: свечу зажигания очистить наждачной
бумагой или заменить. Если искра и тогда не появится, провести
диагностику других элементов системы зажигания.
Криминал: искра на свече зажигания образуется, но слабая
или «бегающая». Аналитика: у свечи зажигания пробит изолятор.
Действия: заменить свечу зажигания.
2. ДВИГАТЕЛЬ ЗАПУСКАЕТСЯ С ТРУДОМ, РАБОТАЕТ НЕУСТОЙЧИВО Криминал:
мотор не «раскручивается», раздаются хлопки в карбюраторе. Аналитика:
чрезмерно бедная горючая смесь, возможная причина - подсасывает воздух
через неплотно закрепленный впускной патрубок или поврежденные сальники
коленчатого вала. Вода в поплавковой камере. Действия:
заменить прокладку под патрубком и равномерно закрутить болты его
крепления. Заменить сальники коленчатого вала. Избавиться от воды в
поплавковой камере (открутив дренажный винт поплавковой камеры), продуть
жиклеры и каналы карбюратора, заменить бензин в баке.
Криминал: искра на выкрученной свече зажигания (в
положении, когда ее металлическая часть надежно контактирует с «массой»
скутера) образуется, но поверхности изолятора и электродов сухие (фото
4). Аналитика: не работает автоматический пусковой обогатитель
(если двигатель холодный). Не образуется нормальная горючая смесь.
Засорен жиклер системы холостого хода. Действия: проверить
исправность пускового обогатителя (см. п. 1). Продуть жиклер и каналы
карбюратора.
Криминал: на изоляторе и электродах выкрученной свечи
зажигания капельки воды. Аналитика: вода проникла в бензин. Действия:
избавиться от воды в поплавковой камере.
Криминал: искра на выкрученной свече зажигания (в
положении, когда ее металлическая часть надежно контактирует с «массой»
скутера) образуется, но поверхности изолятора и электроды покрыты черным
маслянистым нагаром (фото 5). Аналитика: марка свечи не
соответствует тепловому режиму работы двигателя - ее калильное число
выше положенного для данного двигателя (свеча «холодная»). Температура в
рабочей зоне свечи недостаточна для самоочищения электродов. Действия:
заменить свечу зажигания на более «горячую» (с меньшим калильным
числом).
Криминал: двигатель заводится нормально, но вскоре
возникают перебои в его работе и он глохнет. Аналитика:
засорилось вентиляционное отверстие в крышке топливного бака или
засорились шланги, отвечающие за сообщение содержимого бензобака с
атмосферой. Действия: прочистить вентиляционное отверстие в
крышке топливного бака или шланги.
Криминал: при нажатии на рычаг кикстартера не ощущается
сопротивление сжатию газов в цилиндре. Аналитика: предельно
изношены поршень, цилиндр, поршневые кольца. Действия:
проверить компрессию - с помощью компрессометра или же замером деталей
(после демонтажа цилиндра). При подтверждении диагноза двигатель требует
ремонта с заменой изношенных деталей.
Криминал: слышен звук прорывающихся газов, на головке и
цилиндре образуются маслянистые следы. Аналитика: повреждена
прокладка под головкой цилиндра или ослабло крепление головки к
цилиндру. Действия: заменить прокладку и затянуть гайки
крепления головки к цилиндру с нужным моментом (усилием) в очередности,
рекомендованной руководством по ремонту.
3.ПОСТОРОННИЕ ЗВУКИ В ДВИГАТЕЛЕ Аналитика, версия 1:
повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы. Действия:
двигатель требует ремонта с заменой изношенных деталей. Версия
2: нарушен тепловой зазор в приводе клапанов (у 4-тактных
двигателей). Действия: отрегулировать клапаны. Версия
3: ослабла цепь в приводе клапанов (у 4-тактных двигателей). Действия:
отрегулировать натяжение цепи. Версия 4: выработались канавки
в шкиве вариатора, по которым перемещаются ролики, а также сами ролики.
Действия: заменить изношенные шкив, ролики (возможно, и
другие детали вариатора).
4. ДВИГАТЕЛЬ ГЛОХНЕТ ПРИ РЕЗКОМ ОТКРЫТИИ ДРОССЕЛЯ Обстоятельство
1: двигатель только что был запущен. Аналитика: двигатель
прогрет недостаточно. Действия: продолжить прогрев двигателя
на холостом ходу.
Обстоятельство 2: двигатель хорошо прогрет. Аналитика,
версия 1: не отрегулирован карбюратор. Действия: отрегулировать
обороты холостого хода, при необходимости - главную дозирующую систему
(см. п. 5). Версия 2: неправильно работает вариатор. Действия:
см. п. 10.
5. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПРОИСХОДИТ НОРМАЛЬНО, НО ОН НЕ
«РАСКРУЧИВАЕТСЯ» Криминал: густой дым на выхлопе,
перерасход топлива, на электродах свечи зажигания черный налет (фото 6).
Аналитика: главная дозирующая система приготавливает
чрезмерно богатую смесь. Действия: отрегулировать качество
смеси - опустить регулировочную иглу дросселя карбюратора на одно
деление (канавку) вниз. Возможно, потребуется установить главный
топливный жиклер с меньшим проходным сечением.
Криминал: двигатель перегревается, при разгоне слышна
детонация, на электродах и изоляторе свечи зажигания белый налет. После
выключения зажигания двигатель продолжает работать несколько секунд
(детонирует). Аналитика: главная дозирующая система
карбюратора приготавливает излишне бедную смесь. Действия: отрегулировать
качество смеси - поднять регулировочную иглу дросселя карбюратора на
одно деление вверх. Возможно, потребуется установить главный топливный
жиклер с большим проходным сечением.
Криминал: двигатель работает необычно тихо (хотя и легко
запускается), малодымный выхлоп, на разгоне мотор «не тянет». Аналитика:
забился нагаром глушитель, каналы и окна цилиндра (в двухтактных
двигателях). Действия: по возможности очистить нагар. Если
глушитель забит полностью (воздух не проходит), глушитель заменить.
6. ПОСЛЕ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ЕЗДЫ ДВИГАТЕЛЬ ТЕРЯЕТ МОЩНОСТЬ Обстоятельство
1: двигатель с системой воздушного охлаждения.
Криминал: не ощущается движение воздуха из-под кожуха
цилиндра, а к сетке за-борника воздуха (с правой стороны мотора) не
«прилипает» лист бумаги (если провести тест с бумагой). Аналитика:
сломаны лопасти крыльчатки вентилятора, другое допущение - кожухи
системы охлаждения прилегают неплотно или местами расколоты. Действия:
заменить крыльчатку и поврежденные кожухи (фото 8).
Обстоятельство 2: двигатель жидкостного охлаждения. Криминал:
подтекает охлаждающая жидкость, в бачке понизился ее уровень. Аналитика:
неисправны узлы системы: насос, термостат, радиатор. Действия:
заменить неисправные узлы.
7. ДВИГАТЕЛЬ НЕ РАЗГОНЯЕТ СКУТЕР ДО 50 КМ/Ч Данные
осмотра: спидометр оттариро-ван, не установлен ограничитель мощности
или оборотов. Аналитика, версия 1: конструкция скутера не
рассчитана на такую скорость. Действия: все действия
бессмысленны. Версия 2: неправильно отрегулирован карбюратор,
засорен глушитель или изношены детали цилиндро-поршневой группы. Действия:
см. п. 2 или меняйте скутер. Версия 3: неправильно действует
вариатор. Действия: см. п.п. 9, 10.
8. ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ СКУТЕР НЕ ТРОГАЕТСЯ С МЕСТА Криминал:
неисправен вариатор. Аналитика: сломана пружина ведомого
шкива, оборван клиновой ремень (чтобы убедиться в этом, снимите крышку
вариатора - поломки воспринимаются на визуальном уровне). Действия:
заменить дефектные детали.
Криминал: неисправно центробежное сцепление. Аналитика:
сломаны пружины башмаков, чрезмерно изношены накладки башмаков
(выясняется в ходе визуального осмотра после снятия крышки вариатора)
(фото 9). Действия: заменить дефектные детали.
9. СКУТЕР ЕДЕТ РЫВКАМИ Криминал: при езде
ощущаются рывки. Аналитика: проскальзывает ремень вариатора
(из-за износа, повреждения или замасливания) или излишне выработаны
поверхности шкивов. Действия: заменить дефектные детали (фото
10).
10. СКУТЕР РАЗГОНЯЕТСЯ ВЯЛО, ЕДЕТ МЕДЛЕННО Аналитика:
в ходе недавно проведенного тюнинга вес грузиков центробежного
регулятора или пружина ведомого шкива подобраны неправильно. Сломаны или
потеряли жесткость пружины башмаков центробежного сцепления, изношены
или замаслились накладки башмаков центробежного сцепления. Действия:
провести тюнинг более тщательно, предпочтительно с участием
специалистов.
|